Несколько независимых блогеров и медиа, освещающих события в Узбекистане, столкнулись с удалением своих аккаунтов в социальных сетях. Среди удалённых ресурсов оказались youtube-каналы базирующейся во Франции ассоциации «Права человека в Центральной Азии» и активистов «Объединённой узбекской оппозиции». Владельцы ресурсов назвали это «скоординированной атакой на свободу слова». Наблюдатели говорят о появлении нового инструмента цифрового давления и цензуры.
СИНХРОННОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ
В ночь на 31 января экоактивистка Мутабар Хушвактова, известная в социальных сетях под ником Urikguli («Цветок урюка»), лишилась аккаунта в Instagram. Для Мутабар, которая поднимает экологические проблемы и выступает против строительства курорта Sea Breeze на берегу Чарвакского водохранилища под Ташкентом, это был неприятный сюрприз. Её проект Yashil uyim («Мой зелёный дом») насчитывающий около 100 тысяч подписчиков, тоже удалили.
В такой же ситуации оказались проекты Sarpa Media (более 20 тысяч подписчиков) и Hook Report. Основательница последнего Дарина Солод написала в telegram-канале, что в push-уведомлении, которое она получила, пытаясь войти в аккаунт, говорилось о нарушении норм в отношении мошенничества и обмана. Произошедшее стало серьёзным ударом по небольшому изданию и его финансовой устойчивости. Солод предположила, что это могло быть спланированной атакой.
«Я уверена, что это связано с последним постом про Украину и пропаганду России», — написала она, заявив, что после публикации был «наплыв ботов».
В Sarpa Media назвали случившееся посягательством на свободу слова и работу журналистов. Проект напомнил, что пережил подобное в 2022 году, когда за короткое время на страницу подписались тысячи подозрительных аккаунтов.
«Важно понимать, что для организации такого кейса нужно достаточно много ресурсов — это не один недоброжелатель, решивший удалить нелюбимые страницы. Это требует времени, денег и технических возможностей, которые появляются, когда в одном месте сходятся силы власти и технокорпораций. Мы расцениваем это как нарушение права на свободу выражения мнения, усиление цензуры и запугивание активисток и журналистов, независимо освещающих события», — говорится в заявлении проекта.
Проект против насилия Nemolchi.uz выразил солидарность с медиа и активистками, чьи аккаунты были отключены, и принял решение временно закрыть нашу страницу в Instagram для новых подписчиков.
«Мы также рассчитываем, что компания Meta и международные организации обратят внимание на эти случаи, рассмотрят их в контексте свободы выражения мнений и безопасности женщин в цифровом пространстве и дадут прозрачные разъяснения по произошедшему», — заявили в проекте.
Позже HUK, Sarpa.media и Мутабар Хушвактовой удалось восстановить аккаунты.
Власти Узбекистана не комментировали отключение страниц узбекистанских медиа и активисток.
АТАКИ НА КАНАЛЫ ЖИВУЩИХ ЗА РУБЕЖОМ ОППОЗИЦИОННЫХ ФИГУР
Незадолго до удаления аккаунтов активистов и медиа в Узбекистане атакам подверглись youtube-каналы независимых изданий, правозащитников и оппозиционных активистов, живущих за пределами страны.
29 января стало известно об отключении telegram-канала интернет-издания Eltuz. У него 155 тысяч подписчиков на узбекоязычной странице и около 6 тысяч — на русскоязычной. При входе в telegram-канал появилось сообщение, что он заблокирован «за публикацию персональных данных без согласия из владельцев (доксинг).
В редакции говорят, что этому предшествовала публикация материалов с критикой политики Ташкента.
«Подобная атака происходит не впервые. Год назад нам удалили youtube-канал, который насчитывал 800 тысяч подписчиков. В Facebook’е у нас было 150 тысяч подписчиков, его тоже закрыли. В общей сложности у нас было около 1,5 миллиона подписчиков в соцсетях. Мы связываем блокировку нашего telegram-канала с публикацией критических материалов. До блокировки у нас вышла серия материалов об “откатах”, который получал Абдулла Арипов (премьер-министр Узбекистана. — Ред.), и коррупционных делах в Центральном банке республики. По информации пока что одного из наших источников, из Китая в Узбекистан завезли специальную технику, которая служит закрытию активных каналов в соцсетях. Они используют взломы, массовые жалобы и спам», — сообщили Азаттык Азия в редакции Eltuz.
Официальный Ташкент на сообщения об атаках на работающие из-за рубежа медиа не отреагировал. Издание Eltuz, редакторы и журналисты которого проживают в Европе, продолжает свою работу в telegram-канале Eltuz portali.
14 декабря прошлого года активисты, считающие себя противниками правительства Узбекистана, провели онлайн-диалог и объявили о создании «Объединённой узбекской оппозиции». Аслиддин Камол, живущий в Дубае участник этого движения, говорит, что после онлайн-встречи оппозиционеров каналы активистов в YouTube стали постоянно получать от администрации видеопортала «страйки» — предупреждения о нарушении авторских прав.
«Как это происходит: в Telegram или Facebook выкладывают записанное и выложенное нами же видео, указав даты годичной или двухлетней давности, и таким образом подают жалобу о нарушении авторских прав. К сожалению, эти соцсети (Youtube, Instagram, Facebook) контролируют алгоритмы, которые обращают внимание на то, какое видео было выложено первым. То есть, алгоритм считает опубликованное ими видео с устаревшей датой подлинным и блокирует другие каналы», — рассказывает Камол.
В конце января был также удалён youtube-канал лидера оппозиционной партии «Справедливость, Развитие и Единство», профессора Хидирназара Аллакулова, которому власти Узбекистана не первый год отказывают в регистрации партии и подвергают гонениям его и его однопартийцев.
«Это уже шестой раз, когда я открываю новый youtube-канал. В 21-м, 22-м, 23-м и 24-х годах, подав жалобы о нарушении авторских прав, им удалось закрыть мои каналы. Закрытие канала в пятый раз произошло 6 января этого года. Они не могут общаться с блогерами и журналистами, которые придерживаются независимого мнения, не могут отвечать на их вопросы. Власти боятся дебатов, вместо этого они запугивают, преследуют и подвергают их пыткам. Либо намеренно удаляют их аккаунты и каналы в соцсетях», — говорит Аллакулов.
Базирующаяся во Франции ассоциация «Права человека в Центральной Азии» тоже сообщила об удалении своего YouTube в прошлом месяце. По словам главы организации Надежды Атаевой, до этого канал получил уведомления о якобы нарушении авторских прав.
«На канале размещались интервью с правозащитниками и экспертами, аналитические комментарии, а также задокументированные свидетельства о пытках и других грубых нарушениях прав человека. Речь идёт в том числе об уникальных архивах, включая интервью с людьми, которых уже нет в живых. Его удаление осложняет доступ к задокументированным фактам и подрывает возможности независимого мониторинга ситуации с правами человека», — говорит Атаева.
Правозащитница не исключает, что удаление youtube-канала организации может быть связано с её комментарием о медийной активности Саиды Мирзиёевой, старшей дочери президента Узбекистана и главы его администрации (в начале этого года youtube-канал Alter Ego выдал интервью с Мирзиёевой, в котором дочь президента заявила, что «служит отцу»).
«Многие её высказывания вызвали много разочарований. В тот же период наш коллега сообщил, что его высказывания, посвящённые обсуждению интервью Саиды Мирзиёевой, были удалены со ссылкой на нарушения авторских прав. Эти события произошли в одни и те же дни, что и санкции в отношении нашего канала», — подчёркивает Надежда Атаева.
ЦЕНЗУРА ЧЕРЕЗ COPYRIGHT
Четыре года назад видеохостинг YouTube обновил свои правила: пользователям запрещается размещать видеоролики, представляющие угрозу жизни и несущие элементы насилия. Кроме того, нельзя без разрешения публиковать или добавлять в свои ролики контент, если права на него принадлежат другому автору. Нарушитель получает «страйк». Получение трёх таких предупреждений в течение 90 дней приводит к удалению аккаунта.
«В большинстве случаев восстановление может быть невозможно, а это значит, что канал может быть заблокирован безвозвратно. Естественно, такая ситуация не радует тех, кто много лет ведёт свой канал, создаёт качественный контент и зарабатывает большие деньги. Что касается “страйков”, то они могут быть организованы по многим причинам. Нарушение авторских прав, к примеру, на музыкальные произведения и аудиоклипы, изображения. Если система обнаружит нарушение авторских прав, может появиться предупреждение. В таком случае существует возможность защиты посредством контратаки. Это также работает через алгоритм. Также существует возможность отреагировать на “страйк” через youtube support. Однако это долгосрочный процесс», —объясняет Катерина Таликова, специалист по видеоплатформе YouTube.
Живущий в США исследователь Баходир Файз считает, что деятельность узбекоязычных оппозиционных блогеров и независимых журналистов в YouTube находится под угрозой. Систематические атаки через систему copyright (авторское право на создание и использование художественных, научных, архитектурных, литературных и других произведений) стали рутиной.
«Эта ситуация превратилась в широко распространённую и системную проблему. Особенно это касается независимых и оппозиционных узбекоязычных youtube-каналов. Кто-то перепостил их контент в Facebook’е, а затем подал ложный иск о нарушении авторских прав», — отмечает Файз.
По его словам, этот процесс часто происходит без вмешательства человека, практически по одному и тому же сценарию:
«Сначала видео с оппозиционной точкой зрения или критикой размещается в YouTube автором оригинального видео. Затем неизвестные лица или страницы копируют это видео и постят его в Facebook’е или Telegram’е под своим именем. Спустя некоторое время эти же страницы или связанные с ними лица отправляют в YouTube copyright strike — жалобу о нарушении авторских прав. Автоматизированная система YouTube принимает жалобу, не проводя тщательного анализа контекста. После получения трёх предупреждений о нарушении авторских прав канал автора в YouTube закрывается. В результате наказывается не тот, кто украл контент, а автор, который его создал».
По его наблюдениям, подобные атаки в основном направлены против тех, кто активно занимается освещением политических событий, социальных проблем, коррупции, нарушений прав человека.
«Это свидетельствует о том, что механизм защиты авторских прав превращается из простого средства защиты авторских прав в инструмент цифрового давления и цензуры. Какова цель всех этих атак? Ослабить свободу слова. Создатели оригинального контента после потери или риска потери своего канала устанут публиковать аналитические, политические или критические видеоролики. В результате будет подавлено независимое мнение, сузится политическая дискуссия, а в социальных сетях появится атмосфера страха», — говорит Баходир Файз.
В отчётах международных правозащитных организаций отмечается, что за 10 лет с момента прихода к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева в информационном пространстве страны произошли изменения — свободы слова стало больше, чем при первом президенте Исламе Каримове. Но Узбекистан по-прежнему входит в число стран, которые жёстко ограничивают деятельность журналистов.
В рейтинге свободы прессы организации «Репортёры без границ» Узбекистан в 2025-м занял 148-е место из 180 стран. По мнению международных наблюдателей, ситуация со свободой выражения мнений в Узбекистане остаётся «очень серьёзной».