В заявлениях властей Кыргызстана вслед за отставкой влиятельного главы ГКНБ Камчыбека Ташиева прослеживается месседж: в стране предотвратили серьезные потрясения. Сначала об этом говорили обтекаемо — президент Садыр Жапаров, увольняя ближайшего соратника, заявил, что стремится избежать раскола в обществе и между государственными органами. Затем слова и действия в коридорах власти стали резче.
Заместитель премьера Эдиль Байсалов через день после увольнения Ташиева высказался, что «чрезмерная концентрация отдельных функций в органах государственной безопасности привела к тому, что некоторые представители этих структур стали воспринимать себя не инструментом закона, а прикрываясь авторитетом борьбы за порядок, начали выходить за рамки своих полномочий и создали в обществе атмосферу страха и преследований». На своей странице в Facebook’е Байсалов написал, что были «допущены перегибы» и что теперь эта практика должна остаться в прошлом.
Прямых обвинений в адрес Ташиева не было и нет. Его фамилию упоминают ни президент, ни контролируемое им правительство. Байсалов не переходит на персоналии, а Жапаров винит в попытках дестабилизации людей, которые «прикрывались именем Ташиева». По версии президента, некоторые персоны обзванивали депутатов, общественных деятелей и представителей интеллигенции, «призывая переходить на сторону генерала, чем создавали условия для возникновения негативной ситуации». Жапаров указал на двоих — общественного деятеля Бекболота Талгарбекова, бывшего посла в Узбекистане Эмилбека Узакбаева.
К этим людям ожидаемо пришли. Министерство внутренних дел Кыргызстана сообщило о задержаниях. В изолятор, кроме Талгарбекова и Узакбаева, поместили бывшего депутата парламента Курманбека Дыйканбаева, экс-вице-министра внутренних дел Курсана Асанова, экс-вице-премьера Аалы Карашева. Все они были в числе подписантов открытого письма Жапарову с призывом провести досрочные президентские выборы в этом году.
Обращение 75-и политиков появилось в начале февраля, когда в стране возникли дискуссии вокруг срока полномочий президента. Поводом стало то, что Жапаров был избран по старой Конституции, которая предусматривала один шестилетний мандат, но позже была принята новая редакция Основного закона, в которой прописали возможность занимать пост два срока по пять лет. Хотя было также принято и переходное положение о том, что шестилетний срок Жапарова будет засчитан как первый, и он будет иметь право на повторное выдвижение, споры набирали обороты. Они подстегивали разговоры о разладе между «эки досами» («двумя друзьями»).
Напряженность росла, и письмо 75-и, вероятно, стало кульминацией. На обращение президент публично не отреагировал. Его ответом, похоже, стали кадровые решения, положившие конец тандему. Роль Ташиева в дискуссиях вокруг досрочных выборов президента для широкой общественности так и осталась неизвестной.
А ЧТО САМ ТАШИЕВ?
Находящийся вне страны Ташиев сказал, что увольнение стало для него неожиданностью. Он передал несколько строк через близкого ему журналиста Нургазы Анаркулова.
«Я заболел и с разрешения президента приехал в Германию, поскольку необходимо было пройти обследование в связи с ранее перенесённой операцией. Однако вчера меня освободили от должности, и для меня это стало полной неожиданностью. В любом случае мы обязаны исполнять решение президента. Перед государством, народом и президентом я честно исполнял свой служебный долг и горжусь этим. Сожалею лишь о том, что мне не дали возможности попрощаться с личным составом. Выражаю благодарность каждому сотруднику Государственного комитета национальной безопасности и желаю успехов. Для того чтобы в нашей стране сохранялись мир и стабильность, никто не должен совершать никаких незаконных действий, и каждое наше действие должно осуществляться в рамках закона», — заявил Ташиев.
На посту главы ГКНБ он провел больше пяти лет. Он занял его после революции 2020 года, в результате которой с должности президента был смещен Сооронбай Жээнбеков, а его место занял Садыр Жапаров. Ташиев, давний соратник Жапарова, получил также кресло вице-премьера, курирующего силовой блок. Два политика, казалось, шли рука об руку и вместе управляли страной.
От союзничества к разладу: Как Жапаров и Ташиев шли к власти
Спецслужба при Ташиева стала активным участником политических процессов: под контролем ГКНБ велись дела против оппозиционных политиков, бизнесменов и журналистов, которые правозащитники называли политически мотивированными. Сам Ташиев был не только функционером, но и публичным политиком, частью внутриэлитного баланса, где силовой блок служил гарантом контроля и стабильности для власти.
Сразу после его отставки президент принял решение реорганизовать ГКНБ. 10 февраля стало известно, что Пограничная служба и 9-я служба, ответственная за охрану первых лиц государства и стратегических объектов, выведены из состава комитета. Начальник «девятки» Жумгалбек Шабданбеков поднялся по служебной и стал и.о. председателя ГКНБ. Его кандидатура будет внесена на согласование в парламент.
СЦЕНАРИИ ПОСЛЕ РАЗВАЛА ТАНДЕМА
В администрации президента исчерпывающих причин отставки Ташиева не называют, но очевидно, что в казавшемся монолитном тандеме произошел раскол, а роль Ташиева в дискуссиях вокруг досрочных выборов президента так и осталась неизвестной.
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что дуумвират не мог быть вечным. «Как заметил мне сегодня один человек, посвященный в нынешние властные реалии в Бишкеке, "чудо, что тандем вообще просуществовал пять лет". Трудно с этим не согласиться, учитывая, что чрезмерные властные амбиции главы ГКНБ делали его в глазах части соотечественников "человеком номер один" в Кыргызстане. Заслуги его велики, он и пограничный спор с Таджикистаном удачно разрешал, и главного вора в законе масштаба всего СНГ Камчи Кольбаева распорядился расстрелять, и родной Джалалабад переименовал в Манас в честь легендарного героя кыргызского эпоса, и мэра этого же Манаса отхлестал по лицу за неправильные решения на этом посту…», — пишет политолог в Facebook’е.
Дубнов полагает, что причиной разлада могли стать президентские амбиции Ташиева и нежелание Жапарова покидать пост. Аналогичного мнения придерживаются наблюдатели и внутри страны.
Активист Мавлян Аскарбеков говорит, что за пять лет работы в ГКНБ и правительстве Ташиев укрепил свои позиции и сформировал преданное ему окружение в структурах власти и, вероятно, вынашивал большие планы.
«Крупный политик с большим опытом, значительным капиталом, преобладающей поддержкой в парламенте, а также поддержкой сотрудников государственной и муниципальной службы — это весьма серьёзный оппонент, — говорит Аскарбеков в интервью Азаттыку. — Возможно, у господина Ташиева есть и собственные большие планы, и он их обдумывает. Полагаю, что господин Ташиев также понимает: если на ближайших выборах он станет президентом — значит, станет, а если нет, то такой возможности больше уже никогда не будет. Думаю, это осознание у него тоже есть».
Насколько лояльны к Ташиеву окажутся сейчас люди его ближайшего круга — неизвестно. Одно дело, когда генерал у власти и в стране, совсем другое — когда он в отставке и за рубежом.
Мэр Оша, второго по величине города Кыргызстана, Женишбек Токторбаев, который считается креатурой Ташиева, 11 февраля, комментируя увольнение генерала, выразил согласие с решением президента и добавил, что сам готов уйти в отставку, если его попросят.
Еще один союзник Ташиева, спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Тургунбек уулу, не высказался по поводу увольнения главы ГКНБ. Тургунбек уулу, как сообщалось, находился с визитом в Турции с целью укрепления межпарламентских связей. В СМИ обсуждалась возможная отставка председателя парламента и даже назывались предполагаемые кандидаты на эту должность, но в самом законодательном органе эти разговоры до последнего называли «слухами» и «сплетнями». 12 февраля Тургунбек уулу объявил о сложении полномочий спикера.
«Я никогда не работал на одного или двух людей, я всегда работал в интересах страны, кыргызского народа, — сказал Тургунбек уулу. — Я никуда не ухожу, буду работать в качестве депутата. Мы должны научиться работать без интриг для сохранения политической стабильности».
Прогнозы по политическому будущему Камчыбека Ташиева неопределенные. Бывший глава ГНКБ Феликс Кулов полагает, что многое зависит «от собственных решений Ташиева и выбранной линии»: если он не пойдет на конфронтацию с бывшим союзником Жапаровым, то политические вихри могут его миновать, и возвращение на родину окажется беспроблемным.
Аналитик Мусуркул Кабылбеков — о событиях после отставки Ташиева:
Пока же можно утверждать, что распад тандема, который обеспечивал устойчивость власти, привел к неопределенности. Возможны как масштабная институциональная перестройка силового блока и перераспределение влияния в элитах, так и обострение борьбы — скрытой или явной — за будущее президентское кресло.
Политических потрясений в новейшей истории Кыргызстана было больше, чем у соседей по региону. За неполные 35 лет независимости страна пережила три революции, которые приводили к смене власти. Минувшей осенью Жапаров заявлял, что «больше переворотов не будет». Месседж был адресован политическому оппоненту и одному из бывших президентов Алмазбеку Атамбаеву. Возможно, не только ему.