«Он всегда её бил и абьюзил, а она всё терпела и не уходила», — рассказывает 16-летняя Дарига.
В феврале 2025-го она лишилась матери. Без самого близкого человека остались еще трое детей этой семьи. Счастливой семья не была никогда, вспоминает Дарига. В доме в небольшом селе под Бишкеком каждый день были скандалы, отец подвергал мать физическому и психологическому насилию.
«Всегда так было. Поэтому мы даже не знали, что может быть иначе. Нам говорили, что у всех так», — говорит Дарига.
Земфира Джумадилова не раз хотела развестись с мужем Нурланом. Но стоило ей заикнуться о расторжении брака, как в ход шли кулаки, рассказывают родственники Земфиры.
ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА УЙТИ
3 февраля 2025 года Земфира вновь попыталась подать на развод. Однако, как утверждают родственники, муж отобрал у неё документы. Дети вызвали милицию. Был выдан охранный ордер, который запрещал Нурлану Джумадилову приближаться к жене. Но, по словам близких, бумага не сработала.
На следующее утро Нурлан Джумадилов зашёл в сарай, где Земфира доила коров. На теле женщины позже обнаружат 12 ножевых ранений. Согласно материалам следствия, атаковавший остановился только тогда, когда нож сломался у него в руках.
Родственники Земфиры считают, что он не сразу вызвал медиков и сообщил о случившемся. Эти подозрения подтверждаются показаниями врача скорой помощи. По словам медика, на теле не было крови, и лишь при осмотре увидели смертельные раны.
«Когда мы зашли, крови не было нигде. Было видно, что всё смыли. Надоенное молоко уже успело заледенеть. Они её переодели — брат, мать и отец [мужа Земфиры]. Пытались скрыть улики. Я считаю, что это тоже преступление», — рассказывает двоюродная сестра погибшей Залина Резаханова.
Мать Джумадилова, Шайыркуль, утверждает, что сын находился в состоянии аффекта. После случившегося он пришел к ней и сообщил, что произошло.
«Я всё бросила, побежала, она сидит в углу. Подбегаю — она ещё тёпленькая была. Я её за голову обняла, говорю: "Зифка, Зифка". И потом младший сын прибегает, говорит: "Мам, не трогай. Я побежал, скорую позову". Потом скорая приехала. Семь ментов пришли, потому что сын после меня сразу в ментовку пошёл. Младший сын за ним побежал туда. Там он, оказывается, сказал младшему: "Я не помню, как я её ножом…"», — говорит мать Нурлана Джумадилова.
По утверждению женщины, невестка сама поднимала руку на ее сына и якобы изменяла ему. Доказательств этому нет.
«ОНА УМИРАЛА ВСЕГО СЕМЬ МИНУТ»
Изначально следствие квалифицировало дело как убийство с особой жестокостью. Но в суде первой инстанции переквалифицировали обвинение на «убийство», без отягчающих обстоятельств. Родственники Земфиры утверждают, что судья объяснил это тем, что «она умирала всего семь минут».
По делу проходит один обвиняемый — Нурлан Джумадилов. Соучастников у него нет.
В первой инстанции Джумадилова приговорили к 11 годам лишения свободы с правом на условно-досрочное освобождение. Решение вызвало возмущение родственников Земфиры. Близкие опасаются, что благодаря связям и юридической поддержке срок могут сократить.
«Мы не говорим, чтобы его застрелили или распяли. Мы просим справедливости. Я сама мать четверых девочек. Я хочу, чтобы матери, отдавая своих дочерей замуж, были спокойны, что их не убьют. Чтобы мужчины, которые даже помышляют об этом, боялись: если я её убью, меня посадят на 20 лет без права освобождения», — говорит тётя погибшей Зумрият Резаханова.
Недовольство родственников вызвали слова, которые, по их утверждению, прозвучали в суде второй инстанции, где сейчас рассматривается дело. Как заявляют близкие и их адвокат, судья предложил сторонам «помириться при помощи аксакалов», поскольку им «ещё детей женить».
Пресс-секретарь Чуйского областного суда Тилек Оторов отрицает, что судья допустил подобное высказывание. По его утверждению, судья лишь разъяснил права и обязанности сторон в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Кыргызстана, и слова были неправильно истолкованы.
После убийства семья погибшей разорвала контакты с родственниками обвиняемого. Дети Земфиры живут у дяди. Дарига рассказывает, что однажды взяла трубку, когда ей звонила бабушка по отцовской линии.
«Она сказала, что мама сама довела до этого, сама во всём виновата. После этого я не хочу с ними общаться», — говорит девушка.
Следующее заседание суда второй инстанции назначено на 19 февраля. Родственники Земфиры Джумадиловой публично обращаются к президенту Кыргызстана и главе государственного комитета национальной безопасности с просьбой взять это дело на контроль.
Земфире Джумадиловой на момент смерти было 36 лет, до 37-летия она не дожила две недели.
По данным официальной статистики, за 11 месяцев 2025 года в Кыргызстане зарегистрировано почти 20 тысяч случаев семейного насилия (это на 27,5 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). В стране с семимиллионным населением зарегистрировали 31 гибель в результате бытового насилия.