«Я вот ну не хочу воевать в этой войне. Родину защищать? Да. В этом нет ничего плохого —на своей земле защищать Россию от каких-то врагов, если на Россию будет нападение. Такого не было», — объясняет мотивы своего бегства в Казахстан Евгений Коробов.
Свою историю он рассказывает, сидя в подсобке кафе в Астане. Российский офицер устроился в общепит в чужом городе, чтобы, как он выражается, «выжить». По его признанию, он работает «за еду».
Четыре года назад всё в его жизни было иначе. В начале февраля 2022-го Россия стянула войска к украинской границе, сосредоточив там около 200 тысяч военных. Коробов был среди них.
«СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НАВЕРНЯКА». ПОКИНУТЬ ФРОНТ НА НОСИЛКАХ
Евгений Коробов говорит, что до последнего не верил, что в Кремле отдадут приказ о полномасштабном вторжении в Украину. Тем более, что официальные лица заявляли о крупных учениях в приграничье, а вице-министр иностранных дел России Сергей Рябков заверял: «Мы не хотим и не будем предпринимать никаких действий агрессивного характера, мы не будем нападать, атаковать, вторгаться».
Но 24 февраля войска перешли границу. Подразделение Коробова двигалось колонной вглубь Украины.
«Проехали по каким-то населённым пунктам, там люди своими делами занимаются. И мы едем: “Здрасьте”. Вспоминаю, случай был интересный. К нам мужчина подъехал на велосипеде слегка подвыпивший, говорит: “Чего вы здесь забыли? Поезжайте домой!” Я говорю, мужик, я бы с радостью. Ну, ты лучше в Кремль на велике езжай и там это скажи. Мы как бы тут ничего не решаем», — рассказывает Коробов о первых днях вторжения.
Блицкриг в Украине не удался. Украинская армия оказала сопротивление, военные наносили удары по бронетехнике и живой силе противника. Киев, на подступах к которому шли бои, устоял. Российские войска отступили из Киевской области. Продвинулись в Донбассе и закрепились в Херсонской области, куда проникли с территории аннексированного Крыма. Противостояние перешло в позиционную войну.
Колонна уничтоженной российской бронетехнике в Буче, городе под Киевом. 1 марта 2022 года
15-я мотострелковая бригада, это более двух тысяч человек, в которой служил Коробов, находилась под Киевом до конца марта 2022 года. Украинская прокуратура обвинила нескольких россиян из этой бригады в военных преступлениях. Евгений говорит, что об обвинениях слышал, но лично свидетелем преступлений не был. В Украине Коробов провёл несколько месяцев. И стал готовиться к побегу с фронта.
«Можно уехать только либо убитым, либо раненым оттуда. Других способов выбраться нет. И раненым можно же просто там ногу подвернуть, ушиб получить тяжелый, ещё что-то. Там разные способы есть. И ну вот у меня появилась возможность просто сделать так, чтобы наверняка», — продолжает Коробов.
Он не отрицает, что стреляя в сторону украинских позиций, мог кого-то ранить или убить, но говорит, что «деваться было некуда». Чтобы дальше не участвовать в войне, прикрываясь выполнением боевого задания, он решил выстрелить себе в ногу.
«Хлынула кровь. Горячая. Ну весь ботинок в крови. И чувствуешь, как её много выходит. Очень много», — вспоминает офицер.
«ГЕРОЙ СВО» НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ
Коробов оказался в госпитале. А после выписки — в телевизионной студии. Он участвовал в съемках телешоу в декабре 2022-го. По его словам — по распоряжению командования. Служащий тогда восстанавливался после самострела.
Телеведущий Андрей Малахов рассказал зрителям, что профессиональный военный из Красноярска Евгений Коробов «в феврале сообщил матери, что его перебрасывают на передовую, и перестал выходить на связь».
«Больше года мать не видела сына», — продолжал Малахов, а на экране в это время показывали крупным планом плачущую мать Коробова, которая рассказывала о переживаниях.
«Сегодня он здесь!» — объявил телеведущий, и передача закончилась хэппи-эндом: теплыми объятиями матери и сына, кадрами растроганного до слез зрительного зала и аплодисментами.
Евгений Коробов говорит: находясь тогда перед телекамерами, он уже знал, что на войну против Украины не вернётся. Опасаясь, что его вновь насильно отправят на фронт, готовил план побега из России.
Это не вяжется с образом «героя СВО», который создавали пропагандистские СМИ. Авторы кремлёвских публикаций восхищались им и писали, что он вывел из-под обстрела своё подразделение без потерь среди личного состава. На самом же деле, по словам Евгения, его командир эту историю солидно приукрасил.
Коробов утверждает, что на самом деле до своей госпитализации он помогал солдатам, которые хотели бежать с фронта, искал способы досрочной демобилизации.
«Я не генерал, не командующий группировками войск, я командир взвода всего лишь, но у меня всё равно 15 человек в подчинении есть. Я использовал своё маленькое зерно власти, чтобы их потихоньку как-то спасти, отправить в Россию. И я это сделал», — рассказывает он.
ПОБЕГ. СУДЬБЫ ДРУГИХ БЕГЛЕЦОВ
В январе 2023-го года Евгений перебрался в Астану. Детали своего побега он раскрывать не хочет.
«Как-то всё-таки хватило, не знаю, хитрости, может, везения, удачи — наткнуться и самому придумать план, — уклончиво отвечает он на вопрос о том, как удалось бежать. — Объективно, если ты подаёшься в бега, ну в России точно не надо скрываться. Надо куда-то из страны уходить, а не в России скрываться. В России особо не получится».
В Казахстане Коробов обратился с просьбой о предоставлении убежища. В сентябре 2025-го года он получил официальный отказ. Местные чиновники мотивировали решение отсутствием обоснованных опасений, что Коробов на своей родине, в России, может стать жертвой преследования.
«У нас есть очень четкие, недвусмысленные доказательства того, что его дезертирство — это не акт трусости и так далее, — объясняет правозащитник Артур Алхастов, сотрудник Казахстанского бюро по правам человека, которое сейчас помогает россиянину оспорить отказ в убежище. — Это политический мотив. Коробов не поддерживает политику властей, не видит возможности своего участия в этой войне. Он считает ее преступной и действия властей не поддерживает».
Статус беженца Астана не предоставила ни одному россиянину. Нескольких дезертиров, не желавших участвовать в войне против Украины, казахстанские правозащитники в 2025 году переправили в Европу. Они получили визы и попросили политического убежища во Франции.
В наступившем году казахстанские полицейские выдали российским военным в обход правовых процедур дезертира Семена Бажукова, который бежал в Казахстан, не желая воевать в Украине, и получил в Костанае статус лица, ищущего убежище. Россияне вывезли Бажукова в воинскую часть в Приозерске в Карагандинской области, где Москва арендует полигон Сарышаган.
История Бажукова напоминает кейс российского ракетчика Камиля Касимова, которого тоже задержали казахстанские силовики. Весной 2024-го его допросили в столичном управлении полиции, а на выходе из здания дезертира поджидали россияне, которые увезли Касимова в Приозерск, откуда переправили в Россию. В августе 40-й гарнизонный суд в Омске приговорил его к шести годам колонии строгого режима по статье о дезертирстве.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Ни один не получил статус беженца». Как Астана поступает с россиянами, выдачи которых добивается Москва«РОССИИ НУЖНА ИМЕННО ВОЙНА, НЕ ПОБЕДА»
Коробов тоже числится в розыске в России за самовольное оставление воинской части. Выпускник военного училища и кадровый офицер, прошедший службу в Сирии, ждет сейчас продвижения юридических процедур в Казахстане. Размышляя своем бегстве, Коробов, по его словам, всё больше убеждается в правильности своего поступка.
«России нужна именно война, не победа. Я сейчас такой позиции придерживаюсь, потому что всё, что происходит, неважно что, — всё абсолютно можно оправдать войной. И желательно России находиться в состоянии перманентной войны. Потому что начиная с первых дней и даже до сих пор, по сути, любой результат можно выдать за победу. А тех, кто будет недоволен, убить, посадить. Всё. В чем проблема? В России — это рабочая практика», — отмечает он.
Обращаясь к тем российским военнослужащим, кто сейчас участвует или начинает участвовать в оккупации Украины, он призывает их «включать голову и валить».
«Какие бы убеждения у вас ни были, режим сменится и вам начнут другие убеждения втыкать в голову и, к глубокому вашему сожалению, всё, во что вы верили, весь нарратив, из-за которого вы поехали на войну, окажется вымыслом. Просто кто-то уже будет мертв. И их не вернуть. А у живых опция есть. Поэтому, если есть возможность, придумайте — "как?" Включайте голову. И валите оттуда», — говорит Евгений Коробов.
На родине за эту позицию и поступок Коробову, согласно российскому уголовному кодексу, грозит до 15 лет лишения свободы.