Государства Центральной Азии расположились во второй половине Индекса восприятия коррупции, который представлен 10 февраля и включает 182 страны и территории.
Индекс ранжирует страны по уровню восприятия коррупции в государственном секторе, опираясь на оценки экспертов и бизнес-структур, в том числе мнения Всемирного банка, Всемирного экономического форума, частных риск- и консалтинговых компаний, аналитических центров. Индекс использует шкалу от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (очень низкий). Все центральноазиатские государства отнесены к высоко коррумпированным.
Казахстан в обновленном индексе занял 96-е место. Год назад он был на 88-й строчке. Страна набрала 38 баллов из 100 возможных (в прошлом году было 40 баллов).
В числе причин существенного снижения позиций Казахстана эксперты указывают опасения по поводу непрозрачного расформирования антикоррупционной службы. 30 июня Агентство по противодействию коррупции перестало существовать как отдельное ведомство, часть его функций передали комитету национальной безопасности — влиятельной спецслужбе, в структуре которой появилась новое подразделение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Усиление и укрепление контроля». Зачем в Казахстане Антикор присоединили к КНБ?«Когда антикоррупционные функции концентрируются в закрытых силовых структурах, (на фоне непрозрачного расформирования антикоррупционного органа и передачи его функций КНБ) борьба с коррупцией рискует превратиться в кампанию без независимого надзора и подотчётности», — отмечает Мурат Данияр, исполнительный директор Transparency International Kazakhstan.
Международная организация констатирует усиление давления на гражданское общество, подчеркивая, что Астана обсуждает законодательные нормы в русле «иноагентского» подхода — по аналогии с российским законодательством, — что делает работу общественных организаций всё более уязвимой и сужает гражданское пространство.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Комитет госдоходов Казахстана обновил список получающих финансирование из-за рубежа«Казахстану нужны не “посадки для отчёта”, а политическая воля к системным реформам и защита гражданского пространства: прекращение давления на НПО, журналистов и пресечение попыток ограничить независимую работу гражданского общества. Без всего этого устойчивой антикоррупции не бывает», — считает Мурат Данияр.
Соседний Кыргызстан немного улучшил позиции в Индексе восприятия коррупции. Он находится на 142-м месте, поднявшись за год на четыре строчки. У страны 26 баллов из 100 возможных.
Кыргызстан, как и Казахстан, продолжает сдерживать гражданское общество посредством обременительного законодательства в отношении неправительственных организаций, говорят в Transparency International.
Узбекистан в индексе занял 124-ю строчку, что на три позиции ниже показателя предыдущего года. У страны 31 балл. Эксперты отмечают, что формальные реформы в Узбекистане «принесли определенный прогресс, но журналисты и блогеры, разоблачающие коррупцию, по-прежнему сталкиваются с преследованиями или судебным преследованием, что ограничивает эффективность антикоррупционных усилий».
У Таджикистана — 166-е место в индексе с 19 баллами. В прошлом году Душанбе был на 164-й строке. Показатели страны свидетельствуют о слабости демократических институтов и высоком уровне репрессий, отмечают составители рейтинга.
Ухудшил позиции и Туркменистан, который расположился на 167-й строчке, набрав 17 баллов. Год назад страна находилась на 165-м месте.
Организация отмечает, что Россия остается в нижней части Индекса восприятия коррупции. Этому способствуют полностью централизованное, непрозрачное управление, подавление медиа, институтов гражданского общества и политической оппозиции. Авторитарный подход Кремля «подавляет независимые голоса, ограничивает гражданскую активность и распространяет коррупционные практики по всему региону, подрывая демократические институты соседних стран», отмечает Transparency International.
«КОРРУПЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ»
Регион Восточная Европа и Центральная Азия в среднем набрал 34 балла из 100, при этом 6 из 19 стран ухудшили показатели, и лишь семь показали улучшение. Это, как считают в Transparency International, указывает на торможение реформ и слабость институтов.
«Коррупция в Восточной Европе и Центральной Азии не является неизбежностью; она процветает там, где ослаблена демократия и отсутствует подотчетность. Правительствам необходимо срочно укрепить независимость судебной власти, защитить гражданское пространство и обеспечить прозрачность в государственных учреждениях, иначе они рискуют оставить граждан уязвимыми перед укоренившимся злоупотреблением властью», — подчеркивает Лидия Прокич, региональный советник Transparency International по Восточной и Юго-Восточной Европе.
Концентрация власти, влияние исполнительной власти на судебную систему и давление на гражданское общество приводят к откату от демократии, ослабляют систему сдержек и противовесов и снижают общественный контроль, отмечают составители индекса.
Индекс восприятия коррупции Transparency International впервые был представлен в 1995 году. За 30 лет индекс стал ведущим глобальным индикатором коррупции в государственном секторе.