«Потеряв от трети до половины населения, пережив ухудшение генофонда вследствие репрессий, голода, экологических катастроф, испытав негативные последствия русификаторской политики, казахский народ едва не утратил культурно-генетический код и традицию, лежащую в основе казахской культуры, а значит, едва не утратил себя. За модернизацию казахский народ заплатил слишком большую цену». Этот фрагмент текста из школьного учебника по истории Казахстана пришелся не по нраву российскому депутату Андрею Луговому. Он увидел в нем, как и в учебных пособиях других постсоветских государств, «информационную войну», открытую в отношении России.
Луговому не нравится, что в учебниках в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Азербайджане говорится о колонизаторской политике России. Депутат называет обсуждение периода царизма, темы Голода, который разразился из-за принудительной коллективизации, политических репрессий в сталинский период, депортаций народов проявлением «русофобии». Он считает, что жители стран Центральной Азии и Южного Кавказа должны быть благодарны Москве за историческое прошлое, ворошить которое ни в коем случае нельзя.
«Кто переписывает историю? Кому выгодно стереть память о великой победе, советских стройках века и русских учителях, которые принесли знания в самые отдалённые аулы, кишлаки и деревни?», — вопрошает Луговой в размещенном в YouTube видео.
Он призывает «взяться» за авторов учебников истории центральноазиатских стран. Луговой говорит, что некоторые из них в данный момент пребывают в России. Речь, в частности, о казахстанке Заринэ Джандосовой, которая преподаёт в Санкт-Петербургском госуниверситете. Она, по мнению Лугового, находится под влиянием западных спецслужб.
«Это комплекс имперцев, — рассуждает казахстанский правозащитник Сергей Дуванов. — Имперец по-другому мыслить не может. "Империя, да, была слабая и развалилась, но сейчас мы пытаемся её собрать. И кто-то пытается там её переиграть, другую историю преподать и преподнести, что это был негатив. Мы-то считаем, что это позитив. А если мы считаем, то мы делаем. Кто не согласен, тому — война". Пример — Украина».
За последние несколько лет российские депутаты и пропагандисты неоднократно критиковали как власти центральноазиатских республик, так и их граждан за несогласие с политикой Кремля, даже когда речь шла о сугубо внутренних вопросах, как, например, проведение или непроведение военных парадов 9 мая (Россия и ряд постсоветских стран отмечают эту дату как День победы над нацистской Германией).
Пропаганда использует одни и те же нарративы о «неблагодарных» соседях, отказывая людям в национальном самоопределении. А после февраля 2022 года акторы выпадов из Москвы публично угрожают повторением так называемого украинского сценария.
«Со всеми республиками у России есть такие договоры: границы, о незыблемости границ и всё прочее. Но это нигде не упоминается. Сегодня идёт месседж: эти страны — подлецы. Мы им столько там везде настроили, сделали, а они нас сейчас бросили, они нас кинули. И вот надо сейчас им дать урок и затянуть их обратно под наше, так сказать, старшее братское крыло», — говорит живущий в Украине казахстанец Владимир Козлов, в прошлом руководивший оппозиционной партией «Алга, ДВК» в Казахстане.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Война очень быстро стала нашим образом жизни». Как прошёл год для казахской диаспоры в УкраинеВоинственные заявления российских депутатов в столицах пяти государств Центральной Азии на официальном уровне игнорируют. Правительство Казахстана после первых выпадов, прозвучавших в 2020 году — тогда члены Думы Вячеслав Никонов и Евгений заявили, что Казахстана ранее «просто не существовало», а северные земли были «подарком» России — направило ноту протеста в Москву, указав на серьезный ущерб союзническим отношениям двух стран. Ответа не последовало, но нападки продолжились. В эфире российских СМИ звучат призывы развернуть «специальную военную операцию» против центральноазиатских государств и стран Южного Кавказа.
Депутаты казахстанского парламента призывают не обращать внимания на подобные утверждения медийных персон соседней страны, считая их недостаточными для конкретного реагирования.
Казахстанский политолог и директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев убежден: отношение Москвы к постсоветским государствам не изменится. Но могут измениться методы давления — всё будет зависеть от исхода войны в Украине. Полномасштабное вторжение продолжается почти четыре года. За это время Россия захватила около 20 процентов территории Украины ценой высоких потерь, война превратилась в позиционное противостояние. В условиях незначительного продвижения на фронте Москва наносит воздушные удары по городам и гражданской инфраструктуре Украины, оставляя миллионы ее жителей без электричества, теплоснабжения и питьевой воды.