Трудовые мигранты из Центральной Азии становятся жертвами «подстав» со стороны российских силовиков: им подбрасывают наркотики, затем отправляют в тюрьмы, откуда вербуют на войну против Украины. О российском «рецепте» заполучения «пушечного мяса» рассказывают родственники завербованных и правозащитники. Семьям мигрантов практически никогда не удается вернуть домой отправленных на фронт. Журналистам известно лишь об одном исключении.
НАРКОТИКИ В КОРОБКЕ ИЗ-ПОД ПИЦЦЫ. ОСУЖДЕННЫЕ ПО 228 СТАТЬЕ КУРЬЕРЫ
21-летний Шахбоз Татбиев из Ферганской области Узбекистана сидит в колонии в Бурятии. Его осудили по 228 статье уголовного кодекса России — «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Мать Шахбоза утверждает, что её сына подставили.
«На родине мой сын занимался евроремонтом. В 2024 году решил поехать на заработки в Москву, там он нашёл работу по телефону. Его пригласили работать курьером. В июле 2025 года он на машине вёз еду, машину остановили и в пакете с едой нашли 65 граммов порошка. Доставка была в пакете, сын даже не знал, что там были наркотики. Его подставили. Приговорили к шести с половиной годам», — плачет Умида.
Землячка Умиды Гульшода рассказывает, что её сына, работавшего разносчиком пиццы в России, тоже подставили с наркотиками.
«У сына на родина была семья: жена, двое детей. Он заботился не только о своей семье, но и о нас с мужем. Мы оба пожилые и больные. Сын не смог найти нормальную работу дома и отправился на заработки в Россию. Устроился разносчиком пиццы. Однажды его попросили доставить пиццу в гостиницу. А когда он пришёл в гостиницу, при входе его остановили сотрудники полиции и стали проверять. В коробке из-под пиццы нашли наркотики. Ему дали срок. Жена развелась с ним, оставила нам детей, а сама вышла замуж за другого. Мы с мужем больные люди, у нас проблемы с сердцем, ещё и внуки с нами остались», — жалуется пожилая собеседница.
После полномасштабного вторжения России в Украину российские силовики значительно усилили проверки мигрантов
Родственники осужденных в России по 228 статье узбекистанцев объединились в группу в WhatsApp. В ней состоит более 1700 человек. И многие рассказывают, что заключённым предлагают военные контракты в обмен на освобождение, оказывают давление.
«Почти у всех у них — одинаковая история. Все родители говорят, что их детям подкинули наркотики. Мой сын рассказал, что в тюрьме им по 10 дней не дают еду и вынуждают угрозами подписывать контракты с Минобороны, чтобы поехать воевать против Украины. Некоторые родители рассказывают, что их дети не хотят ехать воевать, но не могут и дальше жить в условиях, которые им создали в колонии. Многие ребята считают, что лучше пойти на суицид», — жалуется Гульшода.
По официальным данным, в 2024 году в России по 228 статье осудили более 50 тысяч человек (данных за 2025 год пока нет, известно, что в первом полугодии было осуждено свыше 21 тысячи человек). Около двух процентов осужденных — граждане других государств. Если говорить о цифрах, то в 2023-м за решётку были отправлены около тысячи иностранцев. Разбивки по гражданству нет, но правозащитники уверены, что львиную долю составляют выходцы из Центральной Азии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Поедете санитарками». Россия вербует на войну женщин-заключённых из Центральной Азии?«ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ "ПОДСТАВА"»
Валентина Чупик, правозащитница, долгое время занимающаяся проблемами мигрантов в России, говорит, что принудительную отправку граждан центральноазиатских государств на войну российские власти практикуют с первого дня агрессии против Украины.
Валентина Чупик
«В 2022–2023 годах мигрантов избивали, в одном случаи у меня было даже изнасилование шваброй. Таким образом, их принуждали подписывать контракты. А в октябре, ноябре, начале декабря 2022-го и по март 2023-го применялось просто похищение. Людей не заставляли ничего подписывать. Приезжал военный автозак, всех неславянской внешности, независимо от гражданства, выводили на плац. Военные выбирали людей, их просто загоняли в автозак, ничего не просили подписать, и увозили на фронт. Даже без подписи. Но при этом есть ещё и "добровольная вербовка", она полуобманная. Людям говорят, что до конца войны совсем недолго осталось: "Деньги очень большие, вы получите". На самом деле, никто ничего не получает. Про первоначальную выплату говорят, что она уходит якобы на его собственное снаряжение, якобы отправляют его родственникам. На самом деле просто крадут. А срок жизни на фронте — это три недели. Поэтому человек ничего и не получает. Это просто бесплатное “пушечное мясо”», — говорит Чупик.
За последние два-три года, по её словам, российские силовые структуры изменили методы привлечения иностранцев на войну против Украины. Она отмечает, что российские силовики чаще всего подкидывают мигрантам наркотики, сажают в тюрьму, оттуда вербуют на фронт.
«Люди вербуются курьерами через telegram-группы в основном. И они получают запечатанные грузы, которые потом надо возить. Умные люди так себя не ведут, они не берут грузы, которые надо оставить где-нибудь в туалете за унитазом. А глупые люди так себя ведут. Они берутся доставить посылки и спрятать их. Как вы понимаете, это "закладчики". Им даже не предлагают хорошие деньги, доставка с запрятыванием стоит от 500 до 1000 рублей. Это мелкие деньги, и люди за мелкие деньги так подставляются. Бывают случаи организованных "подстав". Бывает такое, что полицейские организуют таксистов, как правило, это даже не курьеры, это таксисты, которые ещё и зарегистрированы в Яндекс Доставке. Они [полицейские] говорят передать груз отсюда сюда, из рук в руки. Но [таксист], естественно, не знает, что он у полицейского получает заказ и полицейскому потом отдаёт. Он получает груз у переодетого полицейского, приезжает, передаёт тоже переодетому полицейскому, и его на месте берут. Такие случаи тоже бывают, но это процентов десять. И это называется "подстава"», — объясняет правозащитница.
Григорий Пырлик, украинский журналист, автор telegram-канала «Украина — Центральная Азия», говорит, что российские силовики не первый год практикуют метод подбрасывания наркотиков иностранным гражданам.
Григорий Пырлик
«До полномасштабного вторжения России в Украину, то есть, когда уже шла война в Донбассе, были тоже массовые случаи, когда гражданам Украины подбрасывали наркотики. Они ехали в Россию, им также предлагали работу курьерами, например, перевозить какие-то сумки, украинцы не знали, что это будет за сумка, но потом их задерживала российская полиция и в сумке оказывались наркотики. То есть, можно говорить, что это такая практика России, которая была и обкатывалась на гражданах Украины. Но теперь фабрикация этих дел на гражданах Центральной Азии таким же образом используется», — считает журналист.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мигранты-таксисты в Москве рассказывают, как их пытаются использовать в наркобизнесеОДИН ВОЗВРАЩЁННЫЙ ДОМОЙ
Гульшода, мать осужденного в России узбекистанца, говорит, что её соотечественники, дети которых оказались на войне, обращались к властям Узбекистана с просьбой помочь в возвращении завербованных.
«Все чиновники заявляют, что наши дети сами виноваты», — рассказывает она.
О случаях возвращения завербованных из зоны боев после обращений их родственников не было известно вплоть до 2026 года. Недавно журналисты узнали об одном кейсе, но он — скорее исключение из правил.
Озодлик, Узбекская служба РСЕ/РС, установил, что Ташкент вернул на родину 23-летнего уроженца Сурхандарьинской области Акбара Курбонова, записавшего в октябре прошлого года видеообращение из Украины. Молодой человек утверждал, что его обманом отправили воевать на стороне России.
«Президент, народ! Они расстреливают тех, кто пытается бежать. Когда мы говорим им, что не хотим ехать на войну, они побоями заставляют нас, — говорил в своём видеообращении Акбар Курбонов. — Прошу, помогите! Таких как я, страдающих, много. Со мной много узбеков, нескольких уже похоронили».
Запись Курбонов отправил матери с просьбой распространить её. Позже в короткой беседе с журналистом Озодлика парень рассказал, что уехал в Россию на заработки в июне 2024 года, устроился на автозавод в Набережных Челнах. В августе 2025 года, по словам Курбонова, ему позвонили незнакомцы с предложением поработать водителем в компании в Ростове-на-Дону. Позже они отвезли его в военкомат, там узбекистанец подписал документ, который, как ему объяснили, был «водительским контрактом». Но, на самом деле, это был договор о согласии на участие в войне в Украине. Он оказался на фронте.
Рузигуль Бобоева, мать Акбара Курбонова, после возвращения сына в Узбекистан призналась, что «государственные органы» попросили её больше не выступать в прессе
Пока Курбонов просил власти Узбекистана о помощи, находясь за границей, его мать Рузигуль Бобоева обивала пороги в Ташкенте. Она просила чиновников вмешаться в ситуацию и вернуть сына домой. В ответ на свои обращения, как утверждала Бобоева, она получала лишь отписки.
В середине января, когда журналист Озодлика вновь связался с Бобоевой, она сообщила, что власти Узбекистана помогли ей вернуть сына на родину. Женщина сказала, что в настоящее время её сын находится в больнице, так как на военном полигоне в Украине его сильно избили. Она также сообщила, что в в Узбекистане в отношении её сына намерены возбудить уголовное дело. Рузигуль Бобоева отказалась сообщать подробности возвращения Акбара, отметив, что «государственные органы» попросили её больше не выступать в прессе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Расстреливают тех, кто пытается бежать». Попавший на войну в Украине узбекистанец умоляет о помощиТЫСЯЧИ ОСТАЮЩИХСЯ НА ВОЙНЕ ВЫХОДЦЕВ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
По мнению правозащитников, обвинения в перевозке наркотиков, принудительные отправки мигрантов из тюрем на фронт, вербовка и отсутствие у них правовой защиты в России — это системная проблема.
Украинский государственный проект «Хочу жить» сообщал в 2025 году, что в рядах российской армии в Украине воюют тысячи выходцев из Центральной Азии. Граждане Узбекистана, по данным проекта, находятся на первом месте по числу завербованных, попавших в плен и погибших на фронте иностранцев. В октябре 2025 года проект сообщал, что ему известны имена «минимум 2 715 граждан Узбекистана, которые воевали или воюют против Украины».
Ташкент, как и его соседи по региону, пытается придерживаться нейтралитета в отношении российского вторжения в Украину и избегает критики в адрес Москвы.
Служба государственной безопасности (СГБ) Узбекистана заявила, что с начала войны России против Украины в Узбекистане возбудили 338 уголовных делам о наёмничестве и участии в вооружённых конфликтах за рубежом.
Соседний Казахстан только в 2025 году завёл около 700 уголовных дел против завербованных на войну в Украине. Десятки дел были возбуждены в Кыргызстане, летом прошлого года госкомитет национальной безопасности страны заявил о задержании сотрудницы «Русского дома» и предполагаемого агента российской разведки по подозрению в «вербовке граждан Кыргызстана для войны в Украине».
При этом столицы центральноазиатских стран не могут полноценно противостоять массированной вербовке своих граждан Россией — стране, от которой они зависят экономически и геополитически. Косвенным ответом Ташкента на отправку узбекистанцев на войну можно считать выпущенный в конце прошлого года спецслужбой страны документальный фильм. Его герои рассказывают об обмане и угрозах, с которыми сталкивались перед подписанием контрактов с российским Минобороны, и о «мясных штурмах» в Украине. Но открытой критики в адрес Москвы в фильме не звучит.
О проблеме вербовки прямым текстом не сказал в недавнем выступлении президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В речи, посвящённой судьбе соотечественников за рубежом, он раскритиковал работу дипломатов, отметив, что в ряде случаев деятельность министерства иностранных дел ограничивается лишь направлением официальной ноты.
«Послы и консулы обязаны по каждому случаю оказывать квалифицированную юридическую помощь и защищать права и интересы наших граждан за рубежом», — сказал Мирзиёев в январе.
Он добавил, что права граждан Узбекистана нарушаются в ходе различных рейдов в иностранных государствах, не приведя названия стран. Главным направлением трудовой миграции для граждан Центральной Азии на протяжении многих лет была и остаётся сейчас Россия.