Казахстанские или китайские? На каких автобусах ездят алматинцы и где всё-таки собирают транспорт

Владелец QazTehna Андрей Лаврентьев и активист Санжар Бокаев

Завод QazTehna, расположенный в индустриальной зоне Сарани, города в Центральном Казахстане, пользуется государственными льготами. Предприятие, собирающее около полутора тысяч единиц автобусов, ввозит комплектующие из Китая. Можно ли считать выпущенные QazTehna автобусы казахстанской продукцией?

Автобусы QazTehna знакомы жителям Алматы. Выпускаемые на маршруты общественного транспорта машины — модификация китайской марки Yutong. Их собирают в Казахстане, и они считаются местной продукцией.

Компания QazTehna утверждает, что импортирует комплектующие из Китая, а сборку производит в Казахстане. В интервью в 2025-м гендиректор компании заявил, что QazTehna получает китайские детали, но переходит на использование казахстанского металла.

Республиканские телеканалы сообщили, что QazTehna запустила полный цикл сборки автобусов — от начала до конца.

Пассажирский автобус в Алматы

Согласно официальной информации, завод QazTehna основан в 2020 году. Он занимается сборкой автобусов и строительной техники. На предприятии работают 900 специалистов. По данным делового издания «Курсив», мощности завода достаточно для производства 1200 автобусов и 500 единиц строительной техники в год.

На сайте компании говорится, что на производстве есть четыре цеха: сварки кузовов, покраски, мелкоузловой и крупноузловой сборки.

Казахская служба РСЕ/РС (Азаттык) направила запрос в QazTehna, поинтересовавшись, сколько автобусов собирается в год на заводе в цехе мелкоузловой сборки и сколько в цехе крупноузловой. На отправленное в ноябре 2025-го письмо ответ не поступил, на телефонные звонки в компании не ответили.

ГОТОВЫЕ АВТОБУСЫ НА ГРАНИЦЕ С КИТАЕМ

QazTehna регулярно организует пресс-туры и демонстрирует журналистам рабочий процесс на заводе. Пресс-служба завода, как показывает практика, активизируется после критики активиста из Алматы Санжара Бокаева.

В 2021 году Бокаев обратился премьер-министру, заявив, что автобусы в Караганду поставляются в готовом виде из Китая. В качестве доказательства он разместил в интернете фото автобусов, стоящих на переходе Достык на границе с Китаем. Через неделю после заявления Бокаева группа журналистов государственных телеканалов посетила завод QazTehna по приглашению руководства предприятия и подготовила репортаж оттуда. Во время пресс-тура Аргулан Майконов, тогда гендиректор компании, сказал о машинах, снятых Бокаевым на границе с Китаем: «Это эталонные автобусы, на которых мы обучаем сотрудников. Их мы закупали несколько штук, перевозить получается только на тралах, поэтому люди видят, делают фото и свои выводы».

В июне прошлого года Санжар Бокаев вновь побывал в приграничье и показал полностью собранные автобусы с гербом города Алматы и логотипом QazTehna.

«Здесь более 150 автобусов. Они еще не получили номера, абсолютно новые. Надпись "Алматы", герб Алматы. То есть здесь нет ничего казахстанского», — заявил общественный деятель Санжар Бокаев.

Санжар Бокаев снял в июне на границе с Китаем автобусы, аналогичные тем, что выпускают на заводе QazTehna

Видеообращение Бокаева разместил журналист Вадим Борейко в своем YouTube-канале «Гиперборей» 23 июня. А 4 июля QazTehna вновь организовала пресс-тур, показав репортерам процесс сборки автобусов. Новый генеральный директор завода Александр Цой сообщил репортерам, что все комплектующие для автобусов поставляются из Китая, но собирают машины в Казахстане.

«Да, все комплектующие пока с Китайской Народной Республики. Более 8 тысяч деталей к нам приходит. Сборка, вы видели сами на заводе, какие производственные процессы у нас происходят на заводе. Мы в этом году начнем использовать казахстанский металл Qarmet, то есть это первая ступень, чтобы начинать какие-то казахстанские детали уже использовать в производстве автобусов. Следующим этапом мы начнем пластик производить у себя в Казахстане, то есть это сидения будут, панели приборов», — процитировал Цоя «Курсив».

БИЗНЕСМЕН ЛАВРЕНТЬЕВ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

У завода QazTehna три акционера. 52 процента акций принадлежат бизнесмену Андрею Лаврентьеву через компанию Genco International.

46-летний Андрей Лаврентьев — один из самых богатых предпринимателей в Казахстане. Он владеет компаниями Allur Group, «Агромашхолдинг КЗ», а в 2023-м приобрел Qarmet — крупный актив, включающий шахты Карагандинского региона и металлургический комбинат в Темиртау, который прежде находился в собственности «АрселорМиттал Темиртау» индийско-британского миллиардера Лакшми Миттала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Кармет», шинный завод и автомобили. Кто такой Андрей Лаврентьев и как он связан с властями

До покупки Qarmet’а Лаврентьев был известен как владелец фирм, которые занимаются сборкой и дистрибуцией авто. Контролируемый им завод QazTehna вошел в число крупнейших производственных предприятий страны. По данным Forbes Kazakhstan, в 2024 году выручка завода достигла 133 миллиардов тенге (около 280 миллионов долларов по среднему курсу того периода), а чистая прибыль — 18 миллиардов тенге (38 миллионов долларов).

Расположенный в индустриальной зоне города Сарань в Карагандинской области завод QazTehna освобожден от административных, инфраструктурных и налоговых обязательств. Кроме того, он пользуется льготами при импорте промышленного оборудования, сырья и других материалов из-за рубежа. Однако точных сведениях об этих льготах в открытом доступе нет.

Азаттык обратился в министерство промышленности и торговли Казахстана с вопросом, есть ли полный и открытый реестр налоговых льгот, таможенных преференций, субсидий и льготных кредитов, которые предоставляются государством автопроизводителям. Конкретно этот вопрос ведомство оставило без ответа. На вопрос об объемах финансовой поддержки завода QazTehna и субсидий для него министерство ответило, что предприятие освобождено от уплаты импортных пошлин и налога на добавленную стоимость.

«Автопроизводители, заключившие соглашение о промышленной сборке транспортных средств и специальный инвестиционный контракт, получают следующие меры поддержки: освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импорт сырья, материалов и комплектующих при продаже готовой продукции. Взамен производители берут на себя обязательства по углублению технологических операций и использованию отечественных комплектующих в рамках соглашений о промышленной сборке», — сообщил Минпром в письменном ответе на запрос редакции.

«КУЗОВ В СБОРЕ». ЧТО ЭТО?

Согласно американской базе данных Import Genius, компания QazTehna импортировала 1297 единиц продукции в период с января по сентябрь прошлого года. Китайская компания Yutong, осуществлявшая поставки, является основным партнером QazTehna. Товарная позиция указывается как «кузов в сборе». Не уточняется, что именно входит в этот кузов.

Азаттык обратился напрямую в QazTehna с вопросом, что входит в понятие «кузов в сборе». Ответа не последовало.

В видео, которое, как утверждает активист Санжар Бокаев, снято на границе Китая и Казахстана, он говорит, что ввезенные автобусы будут разобраны и отправлены для повторной сборки в Сарань.

«Видно, что автобус заехал своим ходом. Все жидкости залиты. Теперь все жидкости будут сливать, снимать двигатель, ходовую часть, переднюю ось, задний мост. Всё это снимут, привезут, поставят. И сделают вид, что это казахстанское производство», — прокомментировал Бокаев в своем видео.

Стоит отметить, что в базе данных Import Genuis нет сведений о ввезенных QazTehna крупноузловых деталей, таких как автобусные двигатели. Азаттык направил письмо в министерство финансов, куда стекаются сведения об импорте товаров, с просьбой уточнить, что подразумевается под «кузовом в сборе» в таможенных документах. Ведомство не разъяснило этот момент. Оно ответило, что сведения не подлежат разглашению. Правительство сослалось на статью 19 закона «О таможенном регулировании», в которой говорится, что информация используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

В настоящее время в Казахстане действуют 11 предприятий по производству автомобилей. Некоторые эксперты говорят, что государство должно защищать свой рынок и поддерживать развитие отечественного автопрома. Например, финансист Расул Рысмамбетов считает, что у Казахстана есть возможность полностью локализовать автомобильное производство в течение следующих семи лет.

Однако есть и те, кто заявляет о влиятельном лобби, которое позволяет автосборочным предприятиям получать льготы от государства и параллельно способствовать установлению барьеров для импорта автомобилей.