В числе этих документов соглашения о совместной разработке трех угольных месторождений в КР и о совместном строительстве угольного логистического центра с ленточным конвейером вблизи кыргызско-китайской границы.
70 на 30
Месторождения, работа на которых будет вестись вместе с китайскими компаниями, расположены в Баткенской, Джалал-Абадской и Нарынской областях. По данным Министерства энергетики КР, соглашения предусматривают совместную разработку участков «Тегене» и «Сулюкта поле – 11», а также разведку карьера «Торугарт».
Кроме того, совместно с компанией из КНР планируется построить угольный логистический центр с ленточным конвейером вблизи контрольного-пропускного пункта «Иркештам» на границе двух стран.
Вот что рассказал заместитель директора госпредприятия «Кыргызкомур» Суйунбек Мамашов:
«В разработку месторождения «Сулюкта поле – 11» будет вложено 50 млн долларов инвестиций. А для разведки «Торугарта» и добычи там угля – 26 млн долларов. Финансирование же ленточного конвейера на «Иркештаме» превысит 50 млн долларов. Что же касается работ на «Тегене», то на первом этапе вливания в этот участок превысят 7 млн долларов. В первую очередь работа начнется на этом разрезе и на «Сулюкта поле – 11».
Угольное месторождение «Тегене» расположено в 30-35 километрах от города Таш-Кумыра в Джалал-Абадской области, на левом берегу реки Кара-Суу. Его балансовые запасы топлива оцениваются в 47 млн тонн. В 2015 году был объявлен аукцион на его разработку, позже участок перешел к «Кыргызкомуру».
Что же касается «Сулюкта поле – 11», то там, предположительно, имеется 114 млн тонн угля. Площадь месторождения превышает 800 гектаров.
Председатель ассоциации шахтеров города Сулюкты Замир Мирзали уулу говорит, что работы на карьере пока не начинались:
«У местного населения нет полной информации об условиях соглашения с китайской стороной. Потому что тут еще никого нет, но когда они начнут завозить технику, тогда станет известна позиция народа. Но в принципе отношение к инвесторам здесь неплохое, так как Сулюкта – это город. До этого многие [местные] шахты также разрабатывались с участием китайских компаний, но все они обанкротились. Поэтому я не верю, что и в этот раз что-то получится. Но, возможно, из-за участия государства, что-нибудь удастся добыть».
В городе Сулюкте Баткенской области КР расположено несколько угольных шахт, архивное фото.
По данным «Кыргызкомура», лицензии на все три угольных месторождения останутся в собственности государства, но 70% добываемого топлива будет принадлежать китайским инвесторам, а оставшиеся 30% – Кыргызстану. При этом обещают, что в первую очередь будут покрываться потребности местного населения, а потом уже уголь будут продавать за пределы региона. Ранее большинство добываемого на юге республики «черного золота» уходило в Узбекистан и Таджикистан, с которым торговля в последние годы не ведется после приграничных конфликтов.
Бывший директор «Кыргызкомура» Расул Умбеталиев объясняет интерес Китая к угольным карьерам КР ростом производства в этой стране. Но, по его мнению, схема в «70 на 30», по которой были заключены соглашения, не отвечает интересам КР:
«Надо было договариваться хотя бы о «60 на 40», где большая часть угля – это процент Кыргызстана. Ведь основные богатства – вода, земля и электроэнергия – наши. Тем более у нас дешевая оплата труда, низкие налоги. Вот почему они заинтересованы. Например, в Монголии инвестору отдают только 30% [того, что добыто], а 70% остается государству. А у нас получилось наоборот. Кроме того, были внутренние инвесторы, которые хотели вести разработку участков «Тегене» и «Сулюкта». Но отдали китайским компаниям».
В «Кыргызкомуре», между тем, подчеркивают, что все расходы по деятельности на трех обозначенных разрезах возьмет на себя китайская сторона.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Кыргызстану воспринимать Китай. Мнение экономистаЛенточный конвейер как способ увеличения экспорта
Согласно проекту строительства угольного логистического центра вблизи кыргызско-китайской границы, длина ленточного конвейера будет 7,5 километров. В «Кыргызкомуре» заявили, что Китай подобное сооружение на своей территории уже построил.
В 2022 году Кыргызстан экспортировал в Китай 117 тысяч 290 тонн угля, то есть можно сказать, что в сутки из КР туда въезжало по 2-3 машины с топливом. Высказывалось мнение, что это тоже могло быть причиной заторов на КПП «Иркештам».
Суйун Мамашов говорит, что в случае строительства ленточного конвейера, экспорт угля в Китай вырастет в 100 раз:
«На «Иркештаме» всегда много большегрузов, из-за чего часто возникают проблемы. Между тем, в Китае спрос на кыргызстанский уголь довольно высок. К примеру, в одном только Синьцзянском автономном округе просят 15 млн тонн топлива, но мы не можем предоставить этот объем, так как сами добываем лишь 3,5 млн тонны. Надеемся, что ситуация улучшится с началом работы на [вышеуказанных] месторождениях».
Когда будут реализованы амбициозные планы «Кыргызкомура», сказать пока трудно. Между тем в Бишкеке, где уже наступили холода, наблюдается высокий спрос на уголь, из-за чего иногда повышается его стоимость.
Не секрет, что в Кыргызстане неоднозначное отношение к китайским инвесторам. Так, в 2019 году в Ат-Башинском районе Нарынской области сорвался проект по строительства торгово-логистического центра с участием бизнесмена из Китая. До этого против компаний из Поднебесной выступали жители близ золоторудных месторождений Солтон-Сары и Макмал. А в Тогуз-Тороуском районе в ходе такой акции был сожжен офис горнодобывающего предприятия.
NO
Перевод с кыргызского. Оригинал здесь.