Задержание и депортация Иззата Амона из России в Таджикистан при загадочных обстоятельствах вызвали резкую критику со стороны таджикских мигрантов, а в социальных сетях призывают к его освобождению. На проправительственных сайтах сейчас размещаются ролики, направленные против правозащитника.
На что жалуются заявители?
Родственники Иззата Амона не захотели представиться, чтобы потом им не создавали проблем. А сын правозащитника, который ранее общался с СМИ, не ответил на наши звонки 13 апреля.
Один из родственников правозащитника сказал Радио Озоди, что появились еще новые заявители, которых Иззат Амон вообще не знает. Но среди истцов есть и те, чьи интересы Иззат Амон представлял в качестве защитника.
Родственники правозащитника считают такие обвинения необоснованными, так как каждому защитнику платят за его работу. «Адвокат получает вознаграждение за свою работу, и никто не может дать гарантии, будет ли при этом положительно решен ваш вопрос или нет. Например, мы сейчас передали адвокату деньги, и неизвестно, как в конце концов будет решен наш вопрос. И что, потом мы пойдем и напишем жалобу на адвоката, что вот ты взял наши деньги, а вопрос не решил?» - поясняет один из родственников Иззата Амона.
Последний раз родственники встречались с Иззатом Амоном 12 апреля.
Власти каких-либо официальных комментариев по поводу задержания Иззата Амона не дают. Известно лишь, что против Иззата Амона возбуждено уголовное дело по части четвертой статьи 247-й УК (мошенничество в особо крупном размере), по которой ему грозит штраф или до 12 лет лишения свободы.
Your browser doesn’t support HTML5
Новые жалобы в деле Иззата Амона
"Он помещен под предварительный арест"
По словам родственников, Иззат Амон был заключен под стражу решением районного суда Исмоили Сомони и в настоящее время находится в ИВС.
После протестов на задержание Иззата Амона в социальных сетях появились видеоролики, в которых отдельные граждане критиковали правозащитника, обвиняя его в мошенничестве.
В этих видеороликах, которые неизвестно когда и в каких условиях были сняты, заявители говорят о том, что много лет назад Иззат Амон брал у них деньги, но затем не вернул. Некоторые из пользователей социальных сетей подвергли сомнению содержание этих видеороликов, говоря о том, что они были сняты возможно под давлением и все звучат как под копирку. МВД пока не сообщило точное количество заявителей, которые обратились с жалобами на Иззата Амона.
Гражданский комитет по спасению политических заложников и узников в Таджикистане, созданный таджикскими оппозиционерами в Европе, попросил действующего председателя ОБСЕ Анн Линде поднять вопрос об Иззате Амоне во время ее визита в Таджикистан. Этот комитет заявил в своем обращении 13 апреля, что они призывают министра иностранных дел Швеции «потребовать немедленного освобождения Иззатулло Холова (Иззата Амона), правозащитника, который был незаконно выдворен из России и задержан в Таджикистане».
Анн Линде посетит страны Центральной Азии, включая Таджикистан, с 11 по 15 апреля, но пока неясно, заявит ли она что-нибудь об Иззате Амоне во время встречи с таджикскими официальными лицами.
"Злоупотребление статьей 247-й"
Некоторые юристы сравнивают дело Иззата Амона с задержанием нескольких других адвокатов. Например, с делом адвоката Бузургмехра Ёрова, который изначально был задержан на основании жалоб своих подзащитных.
Джамшед Ёров, таджикский юрист, говорит: «Таджикские силовики выборочно применяют требования статьи 247 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за мошенничество. Во-первых, они не понимают самой сути вопроса. Во-вторых, если они и даже понимают, то используют это как инструмент давления и контроля над наиболее активными адвокатами».
Иззат Амон пропал без вести в Москве 25 марта, а через два дня МВД РТ объявило о его задержании в Душанбе. Его задержание вызвало недовольство таджикских мигрантов в России, десятки которых протестовали у посольства Таджикистана.
Он был председателем Центра таджиков в Москве и неоднократно критиковал таджикское правительство за неспособность защитить права своих граждан в России. Центр также оказывал юридическую и иногда финансовую помощь нуждающимся мигрантам.